Испокон веков люди украшали свое жилище, создавая на фасаде дома декоративный узор – ставни, резные наличники, орнаментировали слуховые окна, карнизы фронтонов и т.д. Весь этот декор выполнял роль не только украшения, но и порой становился защитой (ставни) от недружелюбных действий. Поэтому каждый хозяин превращал их из простой защиты в ночное время в яркое красочное «пятно» днем. В сельском жилище прошлых столетий при отсутствии какого-то другого декоративного узора ставням и наличникам старались придать сложную форму с резьбой и вкраплениями ярких красок., придающих дому красоту и оригинальность.

Так, в жаркие летние дни прикрытые ставни служили защитным экраном от палящих лучей солнца, создавая прохладу и тишину в доме. Лучи солнца, отраженные от наклонных ламелей, освещают комнату рассеянным светом. Воздух свободно циркулирующий в помещении, создавая свежесть и прохладу. Кроме солнцезащитных функций в зимние дни ставни были хорошей преградой от проникновения холода, ветра, дождей и снижения шума в жилых помещениях.

В настоящее время декоративное обрамление дома не утратило своего назначения. Наоборот, оно стало более ярким и запоминающимся, изменились некоторые детали, позволившие придать лицу дома определенную строгость и нестандартность.

Для их изготовления применяются новые материалы и технологии основой которых служить вечная формула Витрувия: польза+прочность+красота. Что касается ставен, то в открытом состоянии они гостеприимно и грациозно распахнуты, в закрытом же, способны противостоять охотникам за чужим добром. Удобство их заключается в том, что они просто и надежно закрываются изнутри.

Створки открываются и фиксируются в нужном положении с помощью специальной удобной фурнитуры (крючки, шпингалеты и. т.д.). Благодаря надежным запорам (металлические штыри), соединяющим ставни с оконным проемом, получается крепкий щит. обеспечивающий дом настоящими «доспехами», способными не только уберечь от «случайных» ударов камушков из-за забора, но и надежно отражать противоправные действия злоумышленников.

Наиболее популярный материал для ставен- традиционное дерево, которое не требует особых навыков при работе. Сначала из брусков изготавливают рамку-каркас, повторяющую габариты и форму проема. Часто на практике увеличивают габариты рамы на 50-70 мм относительно оконного проема, т.е. будущие ставни (их обычно две) перекрывают всю площадь проема. После того, как собрана рама, в нее со внутренней стороны вставляют ламели-рейки под углом 30 или 45º. Каждая занимает свою ячейку. Для обеспечения жесткости всей конструкции, на угловые соединения накладываются металлические уголки.

При необходимости вместо деревянных конструкций ставен применяют металл. В этом случае сварная рама изготавливается из стального уголкового профиля, а ламели – из стальной полосы. Их приваривают к раме. Металлические петли, служащие для закрывания и открывания ставен, прикрепляют к стене дома, а для того, чтобы их закрыть, изнутри к правой и левой створке приваривают специальные петли (накладки) для замка.

Часто при строительстве проем окна диктует форму ставен. Правда, подобное соотношение не всегда соблюдается. Архитекторы предлагают различные конфигурации ставен, отличающиеся от окон. Это могут быть арочные, круглые, треугольные, ставни-гармошки и т.д. Подобные предложения носят, скорее всего, декоративный характер. Их цель украсить дом, придать ему индивидуальные черты.

Деревянные или металлические ставни устанавливаются на стены, выполненные не только из бревен или бруса, но и из кирпича, бетона, блоков, и т.п. Исходя из традиции деревянного зодчества Севера, Поволжья и восточных районов России, окна жилищ испокон веков обрамлялись декоративным «окладом», т.е.резными наличниками. Сегодня современное домостроение не утратило, а наоборот развило этот важный вид декоративного оформления дома, упростив его рисунок, но в тоже время придало ему объемность и многоплановость.

Следует отметить, что в настоящее время наличники совместно со ставнями стали представлять одно единое целое. Это коснулось в первую очередь рисунка: он плавно переходит с плоскости ставен на наличник. Выполнение рисунков на плоскости делается по готовым шаблонам в натуральную величину. Как правило, наличники делают симметричными, т.е. левая и правая стороны одинаковые. Это намного упрощает работу. Вырезав правую сторону, затем повторяют точно такой же рисунок левой стороны. Для изготовления используют сосновые доски толщиной 2,5 см. они должны быть прямые, не коробленые, без сучков, гнили, синин и крупных сучков. После того, как найден подходящий прочный материал, на доску наносят с помощью переводной бумаги выбранный рисунок (шаблон) в натуральную величину и начинают выпиливать отверстия электролобзиком или особо тонкой ножовкой. Мелкие отверстия просверливают сверлами разного размера или коловоротом. После пропиливания отверстия поправляют плоскими круглыми стамесками или напильниками с различной насечкой.

Тонкие ажурные порезки и детали для сохранения прочности и долговечности покрывают не только масляной краской и пинотексом, но и укрепляют тонкими гвоздями к основе наличника. В таком виде они хорошо сохраняются, легче выдерживают влияние погоды и благодаря глубине теней дают красивое пятно на фасаде. Технология изготовления резного декора для несущих консолей навеса крыльца и его обрамления, а также карнизов фронтона дома почти ничем не отличается от выполнения наличников и ставен. Рисунок тех и других элементов имеет свои особенности, но общее стилевое решение должно быть одинаковым. Если взять за основу геометрические формы, то они могут повторяться не только в наличниках и ставнях, но при оформлении карнизов крыльца и крыши дома.

Рисунок и форма декоративных деревянных украшений в наше время намного упростилась. Для их выполнения стали использоваться современная техника, которая позволила ускорить процесс создания сквозной резьбы как наличников и ставен, так и фронтонов, дверей, колон крыльца, декоративных решеток и т.д.

Современные мастера помимо простых выпиливаемых рисунков композицию деревянного оформления стали дополнять «вкраплениями» традиционных видов рельефной и скульптурной резьбы, которая требует не только инструментов, таких как долото и различные виды стамесок, но и мастерства изготовителей. Все начинается с подготовки рисунка и техники его изготовления. Он переносится на цельную доску, а затем с помощью инструментов вырезается узор, так чтобы он возвышался над фоном до 5-7 сантиметров, причем отдельные части рисунка выступали на разную высоту. Это создавало богатую игру светотени. Там, где глубина больше, тени темнее, а выступающие части освещены ярче. Узор при этом приобретал особую выразительность. Такая рельефная резьба называется глухой и долбленой – по технике исполнения. Приемы выполнения архитектурной резьбы весьма разнообразны. Кроме геометрической резьбы, применяется плоскорельефная, рельефная, горельефная, сквозная и накладная резьба. Интересны и разнообразны элементы украшений. Это могут быть мотивы родной природы – цветы, листья, плоды, рыбы – часто сочетаются с фантастическими существами: русалками, драконами, птицами-сиринами.

Несмотря на то, что фасад дома выполняется с использованием современных материалов нельзя исключить при создании его декоративного убранства русских традиционных элементов декора. Одним из излюбленных мотивов крестьянского орнамента, завершающих фронтон дома, был «конек», напоминающий своим силуэтом голову лошади, оленя, птицы и т.д. Дерево – уникальный материал, позволяющий создавать из него удивительный по красоте и пластике орнамент, который может придать дому не только индивидуальность, но и улучшить его декоративно-художественные качества.